- +7 (962) 699 0970
- АК Маляр и партнеры, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 55, 191025
- malyar.v.a@gmail.com
АК "Маляр и партнеры". тел. 926 61 18, СПБ, Невский пр., дом 55
Оспаривание решения налоговой инспекции: юридическая помощь
Решение по результатам налоговой проверки нужно оспаривать в Управлении ФНС (УФНС). Это вышестоящий орган относительно районных инспекций — ИФНС.
Жаловаться можно по-разному. Если делать это правильно, то можно получить неплохие преимущества перед налоговой инспекцией в суде, если до него дойдёт, да и 2-3 месяца выиграть, пока счет не заблокируют.
Жаловаться в вышестоящую инспекцию до обращения в суд — обязательно
Если налогоплательщик не обжалует решение ИФНС в вышестоящую инстанцию (УФНС, то есть управление инспекции по субъекту Российской Федерации), то суд не примет иск налогоплательщика по этому делу. Вернёт заявителю без рассмотрения по существу.
Такие правила были введены с 2009 года, затем список обязательных к обжалованию решений был дополнен с 2014 года, чтобы снизить количество исков в суд.
Более того — если налогоплательщик не представит свои аргументы на акт выездной налоговой проверки или на решение, которое следует за актом, то налогоплательщик лишается возможности заявлять эти аргументы в суде. А в споре на десятки миллионов рублей каждый аргумент на счету.
Почему суды отказываются рассматривать аргументы налогоплательщика, если они не были заявлены в инспекцию, а сразу заявляются в суд?
Если суд вынужден впервые рассматривать доводы налогоплательщика, выходит, что суд подменяет собой инспекцию, т.к. инспекция должна рассматривать аргументы налогоплательщика. «Мы тут выездную проверку проводить не будем, мы будем разбираться в доказательствах, которые были представлены в налоговый орган» — прямо говорят иногда судьи.
Но при подаче возражений есть один хитрый момент, из которого можно выжать большую пользу для налогоплательщика. Мы расскажем об этом ниже.
Досудебное обжалование — отличный способ потянуть время, и этим необходимо пользоваться
Вот ИФНС провела выездную налоговую проверку, нашла нарушения, составила акт, вынесла решение. У налогоплательщика есть один месяц на то, чтобы обжаловать это решение.
Если не обжаловать решение по выездной налоговой проверке, то оно вступит в силу, если обжаловать, то в силу оно не вступит.
Налоговый орган не может принудительно взыскивать налоги, пени и штрафы по решению, которое не вступило в силу, не может выставить инкассо на расчётный счёт и т.д. Поэтому апелляционное обжалование — это законный и совершенно нормальный способ как минимум затянуть время.
Рассматривать апелляционную жалобу будет УФНС, а не районная инспекция, которая проводила проверку. УФНС рассматривает апелляционную жалобу в течение месяца, отсчитывая со дня, когда получила от ИФНС жалобу и материалы, нужные для проверки.
Поясним, что налогоплательщик подаёт жалобу не в УФНС напрямую, а в ИФНС, которая передаёт материалы в УФНС.
Часто УФНС не укладывается в сроки, и вместо положенного одного месяца, продлевает срок на рассмотрение жалобы налогоплательщика до двух месяцев. Такое право у УФНС есть.
Можно также выиграть время, направив апелляционную жалобу по почте России — пока документ дойдёт до ИФНС, пройдёт ещё неделя. Потом — пересылка от ИФНС в УФНС. Ещё время.
Хитрый тактический ход, как легализовать свои доказательства, не показав их ИФНС
После выездной проверки инспекция составляет акт, потом выносит решение. Обжаловать можно как акт, так и решение. Здесь есть очень хитрый момент.
Когда обжалуется акт, то жалобу рассматривает ИФНС, которая проводила проверку, и у которой есть информация о деятельности налогоплательщика, которая «в теме». И если налогоплательщик подаёт жалобу на акт, ИФНС может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, чтобы разгромить возражения компании. Это нежелательный вариант.
Акт, конечно, следует обжаловать, но серьёзные мощные аргументы в жалобе на акт лучше не указывать, лучше оставить их на потом. Почему?
Когда обжалуется решение, то апелляционная жалоба идёт в УФНС, и рассматривать её будет именно УФНС, а не районная инспекция. Для налогоплательщика это более предпочтительный вариант, потому что УФНС не обладает той полнотой информации, которой обладает ИФНС. Возможностей аргументированно спорить с доводами налогоплательщика у УФНС меньше, чем у ИФНС.
На практике Налоговые адвокаты зачастую идут именно по второму пути. Мы «придерживаем» серьёзные аргументы, не указывая их в акте и не «светя» из перед ИФНС. Есть и другая причина поступать именно так: часто мы просто не успеваем сформировать доказательства невиновности компании, потому что она слишком поздно к нам обратилась. Но когда подходит срок подавать апелляционную жалобу в УФНС, у нас на руках уже есть:
- уже успели прийти ответы на адвокатские запросы;
- собраны и проанализированы документы, истребованные от контрагентов, госорганов и т.д.
Озвучивая эти доводы в УФНС, мы убиваем двух зайцев: не показываем эти факты ИФНС и снимаем возражение суда «мы тут налоговую проверку проводить не будем». Ведь аргументы в инспекцию представлены, значит, для суда нет никаких препятствий рассмотреть эти аргументы.
На практике УФНС может не рассмотреть доводы налогоплательщика вообще, не дать им никакой оценки. Но это уже проблемы УФНС, и суды с этим согласны. Кстати, у нас есть пример, когда налоговая не дала никакой оценки доводам налогоплательщика, и мы использовали этот факт как аргумент в суде. В этот раз удалось защитить налогоплательщика от доначислений на сумму 8 млн руб.
На нашей практике УФНС очень часто не вникают в суть возражений налогоплательщика, но бывает и по-другому. У нас есть старый пример, где УФНС, рассмотрев нашу позицию, сама полностью отменила доначисления. Признаемся, такого не ожидали ни мы сами, ни налогоплательщик.
Выводы
Досудебное апелляционное обжалование решений инспекции обязательно. Без этого суд не будет рассматривать иск.
Досудебное апелляционное обжалование позволяет совершенно законно и обоснованно потянуть время. 2-3 месяца при доначислении миллионов рублей не лишние.
Есть тактический приём, который заключается в том, чтобы не выдавать в обжаловании акта проверки своих сильных аргументов, а указать их в апелляционной жалобе в УФНС.
Для обращения к опытному налоговому адвокату
позвоните нам по тел. 926 61 18
С какими вопросами обращаются к нам Доверители:
- Как спрогнозировать развитие налоговой атаки для конкретного бизнеса?
- Можно ли предпринять действия, которые снизят вероятность проверки?
- Что делать, если у компании или индивидуального предпринимателя заблокировали расчетный счет?
- О чем нужно знать собственнику и руководителю в рамках субсидиарной и деликтной ответственности по налоговым долгам компании?
- Как создавать точки извлечения дохода в бизнесе?
- Как работать в условиях контроля за аффилированностью?
- Каков правильный алгоритм действий при спаривании решения налоговой проверки?
Что важно Вам знать, чтобы минимизировать Ваши риски привлечения к налоговой ответственности:
Юридическая практика нашей компании показывает, что под выездную налоговую проверку чаще всего подпадают организации и ИП, которые:
- Работают с фирмами, имеющими признаки фирмы – «однодневки»;
- Показывают убыток в финансовой отчетности при ведении деятельности;
- Предъявляют к возмещению (возврату) из бюджета уплаченные суммы налогов.
Если с параметрами, указанными во 2 и 3 пункте, все ясно, то касательно параметра по 1 пункту, уточним. В настоящее время существует почти 150 признаков, по которым налоговая служба может причислить организацию к фирме – «однодневке», среди них следующие:
- юридический адрес является массовым адресом регистрации;
- руководитель или учредитель компании также является руководителем или учредителем других юридических лиц;
- совмещение одним физическим лицом должностей руководителя, главного бухгалтера и учредителя;
- сдача нулевой бухгалтерской отчетности;
- расхождение подписи должностных лиц в банковской карточке с подписями на бухгалтерской отчетности и первичных документах;
- несоответствие входящих и исходящих платежей по назначению и видам деятельности, и так далее.
Налоговая служба отслеживает указанные признаки и по их совокупности и относит организации к «однодневкам».
Риски и последствия проведения выездной налоговой проверки
У налоговой службы есть план по сбору налогов, именно это и определяет исход любой выездной налоговой проверки. Задачей проверки является выявление недоимки по уплате налогов, доначисление налогов, пеней и штрафов. Полностью избежать налоговых доначислений, скорее всего, не получится, а вот существенно уменьшить их вполне возможно.
Консультация налогового юриста от КГ ЭТАЛОН – прекрасная возможность получить достоверную информацию по выездной проверке и узнать возможность снижения штрафов.
Прогнозирование выездной налоговой проверки
Назначению выездной налоговой проверки обычно предшествуют вызов руководителя организации или индивидуального предпринимателя в налоговую службу для дачи объяснений, и/или запрос налоговой службой банковской выписки с расчетного счета за определенный период, и/или запрос документов у контрагентов компании по сделкам, заключенным с ней. Эти факторы должны насторожить и мобилизовать на подготовку к выездной налоговой проверке и устранению имеющихся недостатков в документах.
Полномочия налоговой:
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Также могут быть проверены отчетные периоды текущего года. Налоговая служба вправе истребовать только документы, относящиеся к проверяемому периоду.
Подготовка к проведению выездной налоговой проверке. Какие Вам следует принять меры?
- Провести проверку наличия первичных документов и правильности их оформления за 3 последние года, предшествующих текущему году, и отчетные периоды текущего года;
- Проверить своих контрагентов в целях выявления факторов риска во взаимоотношениях с ними, запросить у проблемных контрагентов (если это не было сделано ранее) документы, подтверждающие проявление налогоплательщиком должной осмотрительности при заключении сделок с ними;
- Подготовить подтверждение реального характера совершаемых Вашей компанией сделок.
Это не все, но наиболее важные меры, которые необходимо принять при подготовке к выездной налоговой проверке. Полный перечень мер, а также оценку налоговых рисков можно получить на бесплатной консультации налогового юриста КГ ЭТАЛОН.
Выездная налоговая проверка на предприятии. Инструкция:
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган проверяет правильность исчисления и уплаты налогов в офисе налогоплательщика, запрашивает документы, вправе опрашивать работников налогоплательщика, осматривать производство и место хранения готовой продукции, производить выемку документов при наличии достаточных оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены, допрашивать свидетелей и проводить экспертизу, поэтому:
- В офисе должна находиться только официальная документация.
- Максимально ограничьте доступ проверяющих к информации.
- Выделите им отдельное помещение, организовать рабочее место, оборудованное компьютером, не подключенным к серверу.
- Строго ограничьте количество работников, которые могут с ними общаться. В идеале это должны быть только должностные лица, имеющие право подписи финансовых документов, и юрист, разбирающийся в налоговых тонкостях.
- Фиксируете все нарушения, которые допускают проверяющие в ходе проверки.
Оспаривание решения налоговой проверки
По результатам выездной или камеральной проверки проверки составляется акт налоговой проверки. Если Вы с ним не согласны – обжалуйте!
- Если Вы считаете действия проверяющих незаконными – прямо в ходе проверки подавайте жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокуратуру.
- В течение 2-х месяцев после окончания выездной налоговой проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Вы можете направить в ИФНС возражения на акт налоговой проверки. Приложите копии документов, подтверждающих доводы возражений.
- Если возражения не приняты и по результатам проверки вынесено Решение о привлечении Вас к налоговой ответственности, следует обжаловать его в досудебном порядке. Так называемая Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение месяца после получения Решения. Без этого этапа, согласно ст. 138 НК РФ п 2., мы не сможем подать исковое в суд. В случае пропуска срока подачи апелляционной жалобы налогоплательщик может в течение года обжаловать Решение, уже вступившее в законную силу ( п. 2 ст. 139 НК РФ)
- В течение 3-х месячного срока после прохождения досудебного этапа, Вы можете подавать исковое заявление в Арбитражный суд. Исковое заявление составляется с учетом того, что одновременно обжалуются решения и вышестоящего и нижестоящего налогового органа.